США не смогут защитить Израиль

0
162

США не смогут защитить Израиль

Израильская артиллерия ведет огонь по сектору Газа недалеко от границы

«Никто нас не остановит — ни Гаага, ни ось зла, никто другой», заявил в минувшие выходные Биньямин Нетаньяху. Израильский премьер говорил о продолжении «войны с ХАМАС до конца, до полной победы», о том, что «мы восстановим безопасность как на юге, так и на севере», но абсолютное большинство мирового сообщества убеждено, что на самом деле Нетаньяху не собирается прекращать геноцид палестинцев Газы.

Может ли ООН остановить бойню в Газе? Странный вопрос. Конечно, не может — ведь у Израиля американская «крыша», и Вашингтон заблокирует в Совбезе ООН любые резолюции против еврейского государства, так что никакие международные санкции, не говоря уже о принуждении к миру военными силами международной коалиции, Израилю не грозят. Однако при всем том именно сейчас решение одного из главных институтов ООН может стать очень значимым для дальнейшей судьбы Израиля и палестинцев. Уже на этой неделе Международный суд ООН может вынести первое, предварительное решение по иску о признании действий Израиля в Газе геноцидом — потребовать от Тель-Авива принять «обеспечительные меры для предотвращения геноцида», то есть прекратить военную операцию.

Более чем символично, что иск подало правительство ЮАР — страны, которая многие десятилетия была осуждаема мировым сообществом за апартеид. Причем в осуждении режима угнетения белыми черных постепенно стали едины СССР и большая часть Запада, хотя Великобритания и США защищали белую ЮАР дольше других. Сейчас ситуация во многом повторяется — Израиль защищают США и часть Запада, но и они не смогут долго игнорировать мнение мирового большинства. Шансы на то, что Международный суд ООН сначала вынесет решение о необходимости прекращения Израилем боевых действий, а потом (спустя месяцы или даже годы) признает Израиль виновным в геноциде палестинцев, очень велики, потому что никогда прежде в своей новейшей истории мир не сталкивался со столь ярко выраженным проявлением геноцида.

И дело не только в том, что в век интернета скрыть свидетельства намеренного выселения и уничтожения мирного населения невозможно: израильское руководство еще и не стесняется прямо говорить о целях своей «операции». То есть судьям Международного суда нужно просто выслушать стороны и принять единственно возможное решение, признав черное черным. Альтернативы у них практически нет — в случае оправдания Израиля по репутации ООН будет нанесен смертельный удар и практически весь Глобальный Юг откажет в легитимности уже не просто Израилю, но и выстроенным англосаксами глобальным институтам (а ООН и ее суд — одни из них). Поэтому хотя сейчас суд возглавляет гражданин США, замылить дело англосаксы не смогут — им придется признать реальность. Конечно, дальше суда дело не пойдет: для того чтобы решение об остановке боевых действий стало не просто призывом судебной инстанции, а юридическим требованием мирового сообщества, необходима резолюция Совбеза ООН, утверждающая решение Международного суда. И ее США, несомненно, заблокируют.

Несмотря на то что за это им придется заплатить своей и так стремительно разрушающейся репутацией — отношение к Вашингтону как к покровителю и пособнику осуществляющего геноцид Израиля становится практически повсеместным. Таким образом, любое решение МС не сулит США ничего хорошего: отказ от суда над Израилем уничтожит остатки доверия к международным институтам, а вето на резолюцию Совбеза приведет к обвинениям в покровительстве убийцам. Именно поэтому Штаты так недовольны самим фактом иска ЮАР — но ничего не могут изменить. А намерение Германии выступить на стороне Израиля в процессе (притом что иск ЮАР поддержали самые разные страны, от латиноамериканских до мусульманских) уже вызвало отповедь соседки ЮАР — Намибии: там напомнили немцам, что Германия совершила первый геноцид XX века, в котором тысячи намибийцев бесчеловечно и жестоко погибли в 1904-1908 годах (племена гереро и нама были уничтожены на 50-80 процентов), и до сих пор не искупила его полностью: «Германия, которая сегодня поддерживает Израиль, не смогла извлечь уроки из своего ужасного прошлого».

В истории Международного суда ООН уже были случаи, когда он находил признаки геноцида в действиях тех или иных стран — последний раз это было несколько лет назад в случае с Мьянмой, которую обвинили в геноциде мусульман-рохинджа. Но в истории с рохинджа (живущими на границе с Бангладеш мусульманами, многие из которых пришлые), не было и близко похожего на ситуацию в Газе. В Мьянме власти вмешались в межнациональный конфликт в одном из своих регионов — и наводили порядок, применяя силу ко всем его сторонам, а не только к рохинджа. В случае с Газой речь идет о действиях государства-оккупанта (официальное определение Израиля в том числе в документах ООН) в отношении населения и территории, ему не принадлежащих, — с целью выселения народа с этой территории.

Причем выселения самым жестоким способом — массовыми бомбежками, отказом в поставках гуманитарной помощи, уничтожением инфраструктуры и домов: 85 процентов жителей Газы стали беженцами, и это притом что огромная часть из них и так уже является беженцами или потомками беженцев в нескольких поколениях. Ведь с 1948 года, а потом с 1967-го Израиль захватил большую часть земли, принадлежавшей палестинцам и предназначенной для создания Палестины, а теперь еще и уничтожает их последний приют, давно уже превращенный его же усилиями в концлагерь.

Покровительство США, раскол арабского мира и военная мощь делают Израиль практически безнаказанным — и получается, что остановить геноцид может только само еврейское государство. Но оно уже зашло слишком далеко — и не сейчас, а на протяжении многих десятилетий своей политики угнетения и выдавливания коренного населения из Палестины. Не только преступность, но и тупиковость подобной политики для страны, находящейся в окружении полумиллиардного арабского мира, давно уже понятна: невозможно вечно жить в режиме подавления народа, выселенного со своей земли и живущего практически в резервациях. Ведь рано или поздно соотношение сил и роза геополитических ветров изменится не в пользу Израиля — и его настигнет возмездие.

Но пока еще у израильского общества остается шанс измениться — и заставить себя признать палестинцев равными себе и имеющими право на свое государство на своей земле. Заставить не из-за любви к палестинцам, а из-за тревоги за собственное будущее. Признание Израиля Судом ООН виновным в геноциде станет не просто выражением отношения международного сообщества к действиям еврейского государства, но и возможностью для него остановиться на пути к национальной катастрофе. Никто не заинтересован в этом больше самих граждан Израиля.