
«Роскачество» собирается в 2026 году, среди прочего, провести исследование образцов лапши быстрого приготовления, представленной на российском рынке.
Такие запросы поступают от студенческой молодежи, рассказал Максим Протасов. Нужно пояснить, что возглавляемое им «Роскачество» — не совсем государственная, а именно автономная некоммерческая организация (АНО), созданная по распоряжению правительства РФ ещё в 2015 году. Всё это время она занимается мониторингом и проверками качества товаров и услуг.
Важно повышение общее качество продуктов, защита прав потребителей и рост доверия к российской продукции как в стране, так и за рубежом. Для этого проводятся исследования, выдаётся «Знак качества» лучшим товарам, разрабатываются стандарты. Но вот только непонятно, о чём на этот раз нас станут просвещать? Не иначе о том, что у знаменитого бренда «Ролтон», ставшего нарицательным, сменился владелец.
Да, бывшие владельцы «Макфы», выпускавшие эту лапшу, семья владельцев, включая экс-депутата Госдумы Вадима Белоусова, отстранены от управления. Активы компании в 2024 году, после иска Генпрокуратуры, обвинившей их в незаконном обогащении, переданы государству.
Бывшие собственники страну покинули, но бренд и предприятие осталась в России, хотя теперь под управлением государства в лице «Россельхозбанка». А экс-губернатор Челябинской области Михаил Юревич, его родители, жена — за границей, в основном в Британии. Но не подсыпали ли они на прощание чего-то не того в свой «Ролтон»?
Эксперт по вопросам медицины и здорового образа жизни, диетолог-нутрициолог Светлана Рябухина считает, что тщательное исследование действительно могло бы если не выявить, то определить, по аналогии с тем, что уже находили прежде — и у нас, и в мире, в частности, в Китае, на родине такого рода лапши — ряд важных моментов:
— Скорее всего, анализ будет направлен на качество и безопасность сырья. Лапшу проверят на содержание вредных трансизомеров жирных кислот, хотя в России их использование уже ограничено, и качество самого пальмового масла. Ещё лапша быстрого приготовления известна высоким содержанием солей. Исследование должно это проверить, сравнив с нормами, дневной рекомендованной дозой.
Ну и конечно глутамат натрия с другими усилителями вкуса. Не столько его безопасность, которая уже доказана, сколько количество и соответствие маркировке. Опять же консерванты, красители, антиокислители — проверят наличие незаявленных в составе или превышение допустимых уровней.
«СП»: Важна точность маркировки, или по-другому «чистота этикетки», соответствие состава — есть ли в продукте всё, что указано, особенно мясо, овощи, специи?
— Да, часто «кусочки говядины» оказываются с ароматизаторами. Проверят пищевую ценность — соответствуют ли реальные показатели БЖУ (белки, жиры, углеводы), заявленной калорийности? Наличие ГМО, аллергенов — не попали ли они в продукт случайно.
Ну и собственно качество лапши и бульона, производное от качества муки. Узнают использовалась ли пшеница нужных сортов, нет ли посторонних примесей. Важно содержание белка в самой муке — это важный показатель питательности. А ещё микробиологическая безопасность — патогенных бактерий, плесени, дрожжей быть не должно.
Порой в «быстрике» или «бомж-пакете» находят акриламид — потенциально вредное вещество, которое может образовываться в крахмалистых продуктах при высокотемпературной обработке, сушке, обжарке. Его контроль — тренд в мировых исследованиях.
Ну и упаковка. Из неё происходит «миграция» в саму еду вредных веществ. Проверка должна показать, не переходят ли в продукт из материала стаканчика или пакета, особенно при заливании кипятком, тяжелые металлы и т. д.
«СП»: А что известно по этому поводу в мире и в Китае?
— Китай, как крупнейший производитель и потребитель, имеет очень жёсткие внутренние стандарты качества. Местные исследования выявляют проблемы с чрезмерным содержанием соли и жира, использованием некачественных масел, расхождением состава с маркировкой. После нескольких громких скандалов, например, с меламином, применяемым для изготовления кухонной посуды, условно безопасным, но не подлежащим нагреву в микроволновой печи, контроль ужесточился.
Мировой опыт, исследования в ЕС, США, Южной Корее тоже показывает, что основные риски — не в самом факте употребления «быстрой лапши», а в несбалансированности питания при её частом заваривании. Может появиться «синдром лапши быстрого приготовления» при злоупотреблении, возникает риск метаболического синдрома, повышенного давления из-за натрия.
Она является продуктом с высоким гликемическим индексом, быстро повышая уровень сахара в крови, благодаря простым углеводам и сильной обработке.
Может вызвать резкий прилив энергии, затем сменяющийся усталостью и голодом. Но кроме лапши это и белый хлеб, сладости, картофель, сладкие напитки. Всё это стоит употреблять с осторожностью, особенно при отсутствие высокой физической нагрузки. Не должно быть дисбаланса нутриентов, когда много углеводов и жиров, мало белка, клетчатки, витаминов и минералов.
«СП»: Что, скорее всего, сделают проверяющие?
— Выявят лидеров и аутсайдеров по совокупности показателей безопасности и качества. В очередной раз развеют (или подтвердят) популярные мифы, например, о «неперевариваемости лапши». Дадут рекомендации как выбирать — читать состав, чем он короче, тем лучше, надо обращать внимание на соль и жиры.
Важно знать, как употребить полезнее. Можно, как это было в советских столовых и кафе, добавлять в бульон яйцо, отварное мясо, свежие или замороженные овощи. А ещё использовать не весь пакетик приправы, снижая потребление соли.
Вообще это продукт ситуационного, а не регулярного питания. Исследование, инициированное «по запросам студентов», скорее всего, покажет, что большинство образцов — безопасны по санитарным нормам, но их питательная ценность низкая.
Главный вывод будет не «это есть опасно», а «питаться только этим — вредно для здоровья». Ведь заявленная задача проверяющих — дать потребителю объективные данные для осознанного выбора, — резюмирует эксперт…
«Доширак» — другой известный в России бренд, также исторически ассоциирующийся с лапшой быстрого приготовления, принадлежит южнокорейской компании Paldo, но уже много лет производится на подмосковном заводе. Корейцы также продают под своей маркой национальные варианты продуктов.
Есть и другие сорта лапши: «Красная Цена», классический «приват-лейбл» торговой сети, «Приправка», «Ясно Солнышко», «Моя цена».
Можно вспомнить Big Bon, позиционирующийся как «более сытный» вариант с большими кусочками овощей и мяса или Chili Time, известный острыми, азиатскими вкусами. Бренды с азиатской спецификой — это и японский Nissin (не путать с Nissan) — другой родоначальник, изобретатель лапши «Чашка Рамен».
Корейский Samyang (не путать с Samsung) тоже известен очень острой лапшей, популярной среди любителей экстремальных вкусов. I
ndomie из Индонезии предлагает «ми горенг», жареную лапшу. Unif, тайский производитель, отличается от прочих прозрачной упаковкой с пакетиками соуса, а не сухим бульоном.
У нас представлен широкий ассортимент лапши быстрого приготовления, от крупных международных брендов до локальных производителей. Выбор велик, от ультрабюджетной лапши за 20−30 руб. до острых корейских комплектов за 200 руб. и более. Проверяющим есть где развернуться.

















