Хочу поделиться с вами своим новым опытом в мыловарении. Точнее не новым, а старым и всем хорошо знакомым горячим методом варки мыла, но с некоторыми нюансами. Решила что теперь буду варить таким способом, ароматизируя только эфирными маслами и не используя искусственных красителей, так как хочу получать наиболее качественный и натуральный продукт, в первую очередь для себя (это мое личное мнение, и оно может отличаться от мнения других людей, каждая точка зрения имеет право на существование).
На выходе мыло получается твердым, равномерным, не раскисает в мыльнице, долго смыливается и приятное в использовании.
Итак, приступим.
Статья подразумевает, что вы имеете опыт мыловарения, знакомы с техникой безопасности и умеете пользоваться мыльным калькулятором и работать с процентами.
- кокосовое — 25%
- пальмовое — 30%
- пальмоядровое — 10%
- оливковое — 30%
- касторовое — 5%
- лимонная кислота — 1%
- пережир ставим 0%
- вода 52% относительно веса масел
- щелочь рассчитывается по калькулятору с учетом 0% заложенного пережира и с учетом дополнительной щелочи для нейтрализации лимонной кислоты
Я рассчитывала рецепт на 1 кг масел, соответственно брала 520 гр воды.
Мыло будем варить на овсяном молоке, с добавлением меда и прополиса. Овсяное молоко готовим следующим образом — берем овсянку к воде в соотношении 1:10, заливаем овсянку холодной водой и ставим на ночь, утром измельчаем все блендером и процеживаем полученную массу через мелкое сито, получаем насыщенное белое молочко. Всю расчетную воду в рецепте (52% относительно масел) я заменила овсяным молоком, брала воды больше чем 520гр т.к часть впитается в овсянку и часть потеряется при процеживании. Если вес полученного молока получился меньше чем расчетное значение воды, то можно дополнить его водой до нужного. Итого мы должны получить овсяное молоко весом, равным 52% от веса масел.
В овсяном молоке растворяем лимонную кислоту и всю рассчитанную щелочь. Реакция лимонной кислоты и щелочи дает нам цитрат натрия, который обладает кондиционирующим эффектом для кожи. Раствор овсяного молока, щелочи и лимонки получается немного густоватой консистенции и желтоватого оттенка
Смесь всех масел в это время растапливаем
Когда температура масел и щелочи примерно равны 75-80 градусам по Цельсию, аккуратно вливаем половину раствора щелочи в масло и пробиваем блендером до тех пор пока смесь не войдет в эмульсию, перестанет расслаиваться, и будет примерно однородной текстуры, выглядит это в моем случае так:
Масса должна быть подвижной, мягкой, без комков, мешаться блендером без усилий. Когда достигли такого состояния вливаем остальную щелочь, и также промешиваем блендером до стабильного состояния, масса должна быть однородной и податливой, на этом этапе уже может начаться стадия геля, масса начнет блестеть, становиться гладкой и полупрозрачной, не должно быть никаких признаков расслаивания. В моем случае прошло минут 10-15 интенсивного промешивания блендером до начала появления признаков геля, это время зависит от множества факторов и дать универсальный совет невозможно, нужно ориентироваться на состояние массы. Важно чтобы во время перемешивания масса не потеряла много в температуре, иначе реакция замедлится и нужного состояния мы не получим. К этому моменту у нас уже должна быть прогретая духовка до 100 градусов. Помещаем массу в емкости с закрытой крышкой в духовку и внимательно следим за ней, т.к она будет подниматься и убегать, не допускать мыльного вулкана и выбегания массы за пределы емкости чтобы избежать возгораний в духовке. Если видим что масса хочет убежать — достаем и снова промешиваем блендером. В среднем массу я достаю каждые пол часа для промешивания блендером в течении 7-8 часов варки, промешивать необходимо даже если масса уже больше не пытается сбежать. Делается это для того, чтобы масса всегда была в однородном состоянии и омыление проходило равномерно по всему объему, и чтобы на верхнем слое не образовывалась корка.
Примерно так выглядит масса, готовящаяся к побегу:
После первого часа варки температуру поднимаю до 120.
Так масса выглядит при перемешивании:
После 7 часов варки (с регулярными промешиваниями блендером) достаю массу и добавляю масло ши в пережир (5%), промешиваю блендером и отправляю массу в духовку еще на пол часа. В это время подготавливаю добавки — беру две столовые ложки настойки прополиса и две столовые ложки меда, смешиваю до однородного состояния. С медом важно не переборщить, иначе мыло может иметь липкость.
Достаю мыло из духовки и вмешиваю блендером смесь меда и прополиса. Масса начнет менять цвет на карамельный. Делать все нужно быстро, потому что когда масса начинает остывать то она будет густеть и засыхать, и промешивать ее будет сложнее. Если так случается что во время перемешивания масса начинает густеть, то быстро отправляем ее обратно в духовку, чтобы она снова нагрелась и разошлась. Последними добавляю эфирные масла корицы и аниса, учитывая что корица довольно активное эфирное масло, его берем не более 1% (10мл в моем случае) к весу масел, аниса можно взять около 3-4% (я брала 30мл на свои 1000гр масел). Аромат у мыла получился очень аппетитный — сладость меда, карамельные нотки (в меде есть сахара, при нагревании они карамелизуются), при сочетании с корицей и анисом получается аромат, напоминающий мне медовое печенье с пряностями.
Вмешиваю эфирные масла блендером и разливаю мыло в формы.
Если все прошло хорошо, то к концу варки масса должна быть однородная, без комочков, полупрозрачная, гладкая, блестящая, если взять кусочек массы пальцами то он быстро застывает и расплющивается в тонкую эластичную пластинку, которая не прилипает к пальцам, пластинка тоже гладкая и блестящая.
Кастрюлю из под мыла заливаю просто чистой водой чтобы помыть, остатки мыла дают ароматную и пышную, крупную, легкую пену, кастрюля отмывается самостоятельно без проблем.
Оставляю мыло в форме остывать в комнате на ночь, утром нарезаю. Режется легко, не крошится, не откалывается, мыло пластичное, на срезе гладкое и равномерное. Сразу после нарезки ставлю штамп, т.к такое мыло быстро просыхает и быстро твердеет, а на твердое мыло штамп уже не пропечатается. При высыхании мыло не деформируется на срезе, не появляется ямок и бугорков, остается ровным. Так выглядела шапка после нарезки:
Для большей эстетики шапку срезала, и получила ровные брусочки.
Спасибо за внимание и успехов всем в мыловарении!