Почему люди становятся циничными?

0
275

Кажется, что в наши дни много говорят о цинизме, о том цинизме, в котором многие испытывают искушение увидеть политическое зло нашего времени. Читайте по ссылке психологический дневник https://psyhobook.ru.

Для философа это слово имеет сильный резонанс, поскольку оно обозначает довольно экстравагантную философскую школу древности, которая превозносила, среди прочего, достоинства самодостаточности, аскетизма и бережливости.

Но современный цинизм не имеет с ним много общего, и весьма вероятно, что подавляющее большинство людей, называющих себя или называемых циниками, никогда не слышали об Антисфене или Диогене, двух наиболее известных циниках древности.

Что же тогда такое циник в нынешнем смысле этого слова?

Цинизм можно определить как смесь осознанности и очернения, как это двойное движение, посредством которого реальность одновременно разоблачается и осуждается. Амброуз Бирс определил в этом смысле циника (я перефразирую) как человека, которому не хватает элегантности, чтобы видеть вещи такими, какие они есть, а не такими, какими их хотели бы видеть все. По этой причине, добавил он, циник считается грубым персонажем теми, кто не таков, и он сам видит, кроме того, общий отказ видеть вещи такими, какие они есть, и извлекать из них последствия. новая пища для его цинизма: как реагировать, если не цинизмом, перед теми, кто не циничен?

Текущий цинизм, как это часто бывает с великими идеологиями, пронизывающими общество, имеет свои плюсы и минусы.

Начнем с хорошего.

Со своей стороны, мне нравится в цинике это стремление к ясности, это требование не рассказывать об этом, это желание сорвать маски и, если необходимо, обнажиться под добродетельной внешностью, которую любят люди и учреждения. показать и на которых мы хотели бы, чтобы мы остановились, их истинную сущность, их недостаток искренности и их настоящие мотивы, и тем более благородные.

Мы знаем, что в наше время предстоит проделать феноменальный объем работы подобного рода, и нынешние выборы, более чем любой другой политический момент, вероятно, подпитывают очень глубокий цинизм. И в этом смысле некое сближение с античным цинизмом оправдано: последний действительно выказывал безразличие, граничащее с презрением к социальным и политическим институтам.

Еще один аспект цинизма, который мне нравится, — это юмор, который настолько особенный, что вдохновляет на практику, юмор, который одновременно ироничен, едкий и саркастический. Наверное, не случайно наши циничные времена так любят юмор. И снова возможно некоторое сближение с циниками античности, известными своей остротой. Придерживаясь этого примера, Александру Македонскому, предлагавшему предложить ему абсолютно все, что он может пожелать, циничный Диоген, живший в бочке, просто ответил: «Уйди с моего солнца». Как бы то ни было, я вижу в некоторых проявлениях юмора циников нечто, напоминающее черный юмор, которым дух не объявляет себя побежденным даже перед реальностью, которая, кажется, должна преобладать над нашими желаниями и нашими надежды.

Но именно о надежде, что для меня нынешний цинизм может разочаровывать: когда он продолжается до тех пор, пока он не будет полностью изгнан. Это случается, когда перед реальностью с сорванной маской мы уже не просто улыбаемся, а делаем вывод, смирились, что делать совершенно нечего. Именно этот цинизм с оттенком пессимизма меня огорчает. Активисты, которых я знаю, разные, и, несмотря на наивный оптимизм, они продолжают действовать с убеждением, что все можно и нужно менять.

Как сделать активистов пессимистичными циниками? Без сомнения, по крайней мере частично, благодаря возрождению надежды. И вот почему многие думают, что величайшая задача нашего исторического момента состоит в том, чтобы питать надежду, показывая тем, кто отчаялся в нашем мире и знает все его недостатки, иногда за то, что они заплатили урок такой высокой цены, которую другие возможный.

Эта работа иногда осложняется еще одним недостатком, который я также отмечаю в современном цинизме: его релятивизмом. И здесь современный цинизм полностью отходит от старого цинизма, который был интеллектуальным предприятием, уверенным в силах разума. Наши иногда ошибочно используют, даже против них, полагая, что наука и разум, недостатки которых никем не игнорир или идеологических интересов, не принимая на себя реальность. Этот цинизм не просто срывает маски: он заранее решает, что все является маской, что ничто не является искренним и не имеет ценности. Этот цинизм самоубийственен. И если вы мне не верите, попробуйте поговорить с климатическим скептиком!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь