Это слайды моего очень давнего выступления на Войлочной Онлайн Конференции (ВОЛК -4), проводимой Ниной Демидовой. Многие моменты, на мой взгляд, до сих пор актуальны.
У меня нет задачи научить работать с флисом, только поделиться интересными, на мой взгляд, экспериментами. Выводы для себя каждый сделает сам.
Когда мы работаем с флисом, то помним, что мы работаем не с весом, а с объемом. Разный по породам животных флис — это разный объем. Этот момент важен и когда мы покупаем флис. Мне часто задают вопрос — скажите, сколько понадобится флиса для, к примеру, полупальто 48-50 размера?
Вернее всего ответить — полный пакет, потому что флис — это объем, а не вес. Например, линкольна понадобится не менее 0.5 кг, а мерино можно обойтись и 250 гр. Коридейл — уйдет граммов 300, и так далее. И это я еще не касаюсь задачи флиса в изделии и способов раскладки флиса.
Посмотрите — на столе лежит разный флис, но каждого флиса — ровно 100 граммов. Согласитесь, очень кажется — что вес разный? Но вес одинаковый — ровно 100 грамм.
Видно, что самые объемные (легкие относительно объема) флисы — Альпака-уакайя, потом Мериносовый Кроссбред (Комо) и Мерино флис.
Такой же неоднозначный вопрос, как и вес флиса, это вопрос о микронах. Микроны — это показатели толщины шерстяного волокна, это толщина одной шерстинки. Не буду уходить в подробности — о микронах можно делать отдельную публикацию.
Самое главное, что мы берем сейчас из вопроса Микронности — то, что каждое руно, (каждый!) флис овец, коз, альпак или лам — все разномикронный. Во внимание обычно принимается средний показатель микронности по руну, за минусом самых многомикронных частей флиса (ножки, живот, области шеи).
Следующая фотография очень показательна, если разобраться внимательно — есть различные части руна, зная и разбираясь в которых можно выбрать именно тот флис, который соответствует задачи вашего проекта. Именно поэтому, многие известные Мастера валяния любят покупать руно целиком, считая «нетронутость» шерсти особой ценностью (понятно, что флис с ножек, живота и шеи убирается по умолчанию). Руно целиком — это несколько проектов сразу — потому что из одного целого флиса можно выбрать и отделить самую тонкую шерсть, самую густую шерсть, самую длинную шерсть и т.д.
Сегодня мы немного поработаем с флисом, упражняясь в раскладке локонов, поэтому в самом начале определимся в понятиях: флис и шерсть.
Начинаем эксперимент и берем одинаковый флис из одной части одного руна. Берем одинаковое количество шерсти с одинаковой раскладкой в основу. Задача — посмотерть, как влияет растянутость локона на фактурность в готовом изделии с флисом.
Начинаем рястягивать локоны: вверху, в верхнем ряду для сравнения я оставила нетронутые локоны.
В нижнем ряду находятся «работающие» локоны — мы растягиваем локоны в четыре раза, в три, в два и один оставляем не растянутым.
Это валяная поверхность, где лежали самые растянутые локоны — растягивание локона флиса в 4 раза:
Это валяная поверхность, где лежали следующие по растяжению локоны — растягивание локона флиса в 3 раза:
Это валяная поверхность, где лежали растянутые в два раза локоны:
Это валяная поверхность, где лежали нерастянутые локоны:
В итоге — на мой субъективный взгляд — лучше всего сработало растяжение в 3 и в 2 раза — поверхности получились фактурные, образцы — пластичные. Сильно растянутый (в 4 раза) локон сильно «съелся» шерстью-основой. Полотно с нерастянутыми локонами оказалось самым непластичным, бугроватым.
Какие варианты раскладки флиса?
Один из моих любимых работающих способов — «организованный беспорядок» — раскладываем флис беспорядочно (не важно, где кончики и место сострига у локонов в раскладке) — главное — стараемся добиться равномерности по толщине слоя, постоянно проверяя это руками.
Как еще можно положить флис? Смотрим на расположение цветных треугольников, обозначающих локоны, и, поверьте, это только самые основы — количество вариантов раскладки локонов не ограничено.
Внимательно к тому факту — что по линеечке выверенное ровными полосками раскладывание флиса приведет к «полосатости» на готовом изделии. Надо учесть, что эти полоски при усадке могут легко поплыть и стать совсем неровными. Но в то же время, этим эффектом можно пользоваться нарочно, заранее обыгрывая и предугадывая ровность рядов раскладки.
И важные детали, куда же без них?!
Многие Мастера сталкиваются с проблемой нехватки флиса. Не хватать может флиса в целом или только одного цвета — почему бы не попробовать следующие приемы?!
Если в остатке разные по цвету, но одинаковые по фактуре и близкие по тонине (микронности) флисы?
Если флиса совсем мало, то сочетание фактутрности флисового рисунка и гладкости базовой шерсти в основе — часто очень выигрышны:
Полоски из флиса работают по этому же принципу — фактурность рядом с гладкостью.
Некоторые моменты работы с флисом для совсем новичков — как начинать? за что браться сначала?
В работе с флисом есть моменты, которые лучше учесть еще в самом начале.
Темный флис на светлой шерсти-основе становится «седым». Когда раскладка флиса однородная и площадь большая, то такая «седина» может проявляться пятнами.
еще один пример — представьте, как хорошо бы выглядела поверхность без этого «седого» «шума» — теряется прелесть цвета.
Светлый флис на темной шерсти (так же как и наоборот) может быть особым приемом в изделии, но если это не так, то это катастрофа!
Здесь, на следующем образце — темные пятна особо видны, повторю — катастрофа, если этот эффект не запланирован и не продуман изначально.
Разложили шерсть, разложили флис — что дальше? Новички продолжают спрашивать, я продолжаю отвечать:
Блокираторы — не необходимость. Блокираторы — это часто (но не всегда) экономия времени и усилий. Без блокираторов можно? Вполне!
Часто изделие с флисом требует финишной доработки — наведением лоска:
Ох, гамлетовская дилемма — Расчесывать или не расчесывать?
И напоследок интересный факт, что в Новой Зеландии (не могу сказать за другие страны) — пастбища животных часто огораживают забором с металлическим проводом под малым напряжением. Погибнуть животное не сможет, но точно больше не захожет преодолеть препятствие 🙂
Надеюсь, информация был полезной.