Проектируем сумку. Часть 3. Построение выкройки сумки

0
220

Проектируем сумку. Часть 3. Построение выкройки сумки

В предыдущем посте мы определились с внешним видом и вычислили ключевые размеры.

Начинаем с основной детали сумки, которая образует переднюю и заднюю стороны. До синих точек выкройка будет повторять внешний вид сумки. Но нужно построить кривую между двумя синими точками передней и задней сторонами сумки. Рис. 2.1

Проектируем сумку. Часть 3. Построение выкройки сумки

Для этого измеряем размер А между красной и синей точками. Делаем вспомогательный эскиз, на котором откладываем это расстояние и рисуем через концы отрезка вертикальные линии. Слева ставим красную точку — это будет центр ботана.

Далее, через эту точку проводим окружность с радиусом равным радиусу ботана снизу, в нашем случае, это 40мм. Делаем отступ от красной точки на расстояние, где заканчивается нижний радиус ботана, в нашем случае это 41мм (кто забыл, см. рис.1.10 в предыдущем посте).

Кончики сегмента окружности оказались выступающими за правую линию (фиолетовая). А нам нужно расположить их на линии, причем разместить без резкого, углового перепада по некоторому неизвестному радиусу.

Для примерного вычисления радиуса можно использовать метод треугольника. Измеряем размер, на сколько кривая окружности выступает за линию. Предположим на размер Х.

На компьютере это сделать проще, но можно и вручную. С помощью линейки начинаем строить треугольники БВГ, где сторона ВБ строится из точки В пересечения вертикальной линии (фиолетовая) и сегмента окружности, а точка Б расположена на окружности. Сторона БГ строится из точки Б до вертикальной линии (фиолетовая), на которой лежит точка Г, при этом длина отрезка БГ = БВ+Х.

Таких треугольников можно построить бесконечное количество. Но использовать можно только те, в которых угол касательной в т. Б к отрезку БГ не будет превышать 10 градусов.

Когда оба условия будут выполнены, мы найдем примерное расположение т.Г. После этого делаем скругление из точки Г по касательной к существующей окружности. Делаем аналогичное скругление с противоположной стороны и у нас получается кривая, соединяющая две синие точки на фиолетовой прямой.

Измеряем длину получившейся кривой и сравниваем ее с длиной нижнего скругления ботана. Они должны совпадать. Я при построении добиваюсь погрешности в сотые 1ьмм. При построении вручную по линейке погрешность может достигать 1 мм

Если получившаяся кривая имеет большее отклонение, нужно ее немного подкорректировать увеличив или уменьшив радиуса между точками Б-Г.

Сделали? Можно выдохнуть. Самое сложное в этой выкройке позади.

Дальше остается только механическая работа. Размещаем прорисовки передней и задней сторон сумки на расстоянии равном расстоянию между синими точками на фиолетовой линии, и соединяем их получившейся кривой.

Основная деталь сумки построена.

Возможно, описание кому-то покажется запутанным, но, сопоставляя с рисунком, разобраться и сделать можно.

Далее нужно понять, а по каким линиям мы будем строить выкройку. Если наложить две кожаные детали с пробитыми отверстиями шва для сборки, у нас будет три базовые линии: по центру линия шва, а справа и слева от нее, на расстоянии отступа шва, будут края правой и левой деталей. Так вот при построении выкройки, мы строим ЛИНИИ ШВА. Именно они должны совпадать между собой. А отступы краев деталей уже вторичны, если перед вами не стоит жесткой задачи сделать изделие в строго заданных размерах.

На Рис. 2.2, из центральной точки (красная), мы делаем разметку отверстий в обе стороны, а потом делаем отступ наружу 3-4 мм. Мы получили контур основной детали сумки.

Проектируем сумку. Часть 3. Построение выкройки сумки

Далее, берем развертку ботана с Рис. 1.10 и сравниваем длину контура ботана без верхнего сегмента с длиной линии шва основной детали. Помните заметку, что за счет наклона длины могут немного отличаться? На этом этапе как раз вносим корректировку. При разнице размеров более 1мм, высоту ботана можно немного уменьшить.

Делаем разметку шва на ботане и отступ в стороны на те же самые 3-4 мм. Сверху ботана добавляем элемент, который будет закрывать сумку с боковой стороны.

Все что осталось, это сделать разметку крепления ремешка. На Рис. 1.11 предварительно было определено его положение. Обратите внимание, что это проекция. А истинный размер нужно снимать с передней проекции сумки по дуге. И этот размер даст ось крепления рамки, соответственно шов крепления детали будет немного ниже.

На другой сумке у меня уже было проработано боковое крепление, и я просто взял готовую деталь. Вы может попробовать повторить ее по форме или сделать просто из кусочка ремешка. Конфигурация детали влияет только на внешний вид. Функционально они будут одинаковы.

Построение клапана сложности так же не представляет. По Рис. 1.11 мы уже определили длину клапана. Откладываем ее по вертикали. Копируем контур клапана с передней проекции и размещаем снизу. Копируем контур по шву с задней стороны и размещаем его сверху. Далее просто соединяем по прямой. Рис. 2.3 По центру добавляем осевую линию. Вдоль нее пойдет ручка.

Проектируем сумку. Часть 3. Построение выкройки сумки

Для сумок с прямолинейными сторонами такой клапан вполне подойдет. Но у нас на сумке прямые линии почти отсутствуют. Поэтому решил немного его модифицировать и скруглил бока по касательной. Рис. 2.4 Такая конфигурация клапана полностью устроила. Последним действием делаю отступ со всех сторон на размер отступа шва. Клапан готов.

Проектируем сумку. Часть 3. Построение выкройки сумки

Поскольку сумку делаем с ручкой, закладываем две детали для крепления ручки. Одна будет внешней, другая внутренней. Желательно, чтобы их внешний вид перекликался с деталями крепления ремешка. Что-то похожее изобразил. Рис. 2.5. Внешняя деталь будет немного длиннее, т. к. будет огибать рамку ручки. Под мою рамку 20 мм увеличение размера составило 5 мм на одну сторону.

По проекции внешнего вида сумки переносим положение ремня и делаем разметку шва. Рис. 2.6.

Проектируем сумку. Часть 3. Построение выкройки сумки

По фактическому диаметру рамки определяем отступ на подгиб. Длина подгиба не менее длины по средней линии (синяя), а лучше немного больше. Рис. 2.7. Длину ремня в первом приближении определяем по соединенным деталям сумки и клапана, но оставляем небольшой запас. Окончательная подрезка будет по факту. Тут же нужно определиться, где будет начало шва, которым ремень будет пришиваться. Для мягкой кожи можно пришить его до самой пряжки. Для более жесткой — лучше немного отступить. В этом случае количество отверстий на ремне и передней детали сумки будет немного отличаться. Это уже больше вопрос не проектирования выкройки, а технологии сборки.

Проектируем сумку. Часть 3. Построение выкройки сумки

И еще одна деталюшка, крепления ремня на клапане… Брать ее с прототипа — для меня неприемлемо. На прототипе она очень очевидно заточена под логотип / подпись разработчика. Если у вас уже есть логотип — попробуйте вписать его. Если нет, поэкспериментируйте с радиусами из центра окружности низа клапана… Концентрические окружности и линии на их основании смотрятся гармонично.

Ну и как обещал, несколько слов о том, почему нужно учиться самостоятельно разрабатывать конструкции. Начнем с очевидного: в нашем мире ничего бесплатного (за очень редким исключением) не осталось. А тем более качественного. И многие бесплатные выкройки, либо настолько примитивны, что их не целесообразно продавать, либо откровенно кривые. И кривизну вы, зачастую, определите только после того, как начнете сшивать детали.

Есть коммерческие выкройки. Они по качеству выше бесплатных (опять же за редким исключением), но стоят денег. Совсем небольших денег, но которые нужно заплатить из своего кармана. Вот отсюда и возникают просьбы «поделитесь выкройкой», возникают группы, которые для раскрутки выкладывают коммерческие выкройки купленные в складчину. Но складчина в данном случае — это мелкое и жалкое групповое воровство. А ведь большинство из этих выкроек и без складчины отобьется всего с одного изделия.

Но даже озвученный открытым текстом факт воровства не остановит многих от продолжения использования платных выкроек в коммерческих целях. Не остановит и от складчины. А ведь многие даже не понимают, что воруя макеты у разработчика, они в первую очередь обворовывают себя.

Если кожевенник не способен самостоятельно проектировать и вносить изменения в изделия, значит он не может развивать свой вкус, полагается на чужой. Если он знает, что в его городе популярностью будет пользоваться сумка в полтора раза меньше, чем у разработчика, но не сможет переделать выкройку — значит он не заработает на этой сумке. Если кожевенник увидел несколько разных интересных элементов, которые можно объединить в одном изделии, но он не может этого сделать, значит это изделие никогда не увидит свет и не принесет ему дохода.

Умение творить — это свобода для мастера. Он не зависит от чужих выкроек, не зависит от чужих вкусов. Он делает то, что считает нужным и правильным. И его успех или провал зависят только от него самого, а не какого то другого дяди или тети.

Возможно этот факт окажет на вас бОльшее влияние, чем осознание воровства при использовании чужих разработок. На чужих разработках можно учиться, изучать найденные решения. Но выкройки для себя нужно учиться делать самому.

На сегодня все.

И по разработке выкройки тоже. Мелкие детали вроде ручки особого интереса не представляют и есть много видео, как их делать. Выбирайте на свой вкус.

Но тема этой сумки еще не завершена.