Приветствую вас на мастер-классе по рисованию ночного пейзажа акварелью. Мы будем рисовать его не с нуля, а возьмем, как пример, замечательную гравюру японского художника Сёды Кохо, которая прикреплена к данной публикации и напишем ее акварельными красками.
Мастер-класс можно посмотреть как в видеоформате, так и прочитать в формате статьи, которая размещена под видеозаписью.
Сразу должна оговориться, техники гравюры и акварели достаточно сильно отличаются и у меня нет цели скопировать картину до мельчайших деталей. Акварельные работы вообще выглядят не как гравюра просто потому, что у техники рисования акварелью свои особенности.
Сёда Кохо, как художник, мне импонирует своей спокойной и глубокой цветовой гаммой, и мирными пейзажами с симпатичными лодочками. Поэтому я выбрала именно гравюру «Рыбацкая лодка в лунном свете».
Для работы нам понадобится:
Я буду тестировать в процессе такое интересное изобретение, как холст для акварели и посмотрю, как он себя будет вести, быстро ли будет сохнуть и так далее.
Вот цвета, которые я буду использовать (у меня акварель Невская палитра):
К списку можно добавить немного желтого на этапе рисования луны и бликов.
1. Карандашный набросок
Разделим холст на 2 части. На оригинале большую часть занимает небо, я сделала побольше воды. Вы тоже можете сместить линию горизонта вниз или вверх, можно даже сделать количество воды и неба одинаковым.
С луной все просто — это небольшой кружок.
Отмечаем сразу переднюю и заднюю точки лодки, чтобы в пределах этих точек расположить наших рыбачков. Важно, чтобы голова самого левого рыбака немного выходила за горизонт, это обеспечит интересную композиционную связь между двумя пространствами, небесным и водным.
Отмечаем, где у нас будет лунная дорожка и тени от рыбаков.
Тростник можно изобразить несколькими вертикальными линиями, не нужно его подробно вырисовывать. Когда слишком много карандаша на наброске, он весь переходит потом под акварелью краску и в готовой работе очень заметен.
Акварельная заливка неба
Акварельная заливка будет состоять всего из шести этапов и между ними просушка холста. Я попробовала расположить холст под углом в 30 градусов, использую силу притяжения и капли стекают вниз.
В обход луны делаю переход цвета от кобальта лазурно-голубого к индиго, параллельно слежу, чтобы закрас не был слишком светлым или темным, это регулируется водой.
Если слишком много воды, вы можете держать около себя салфетку, чтобы промакивать кисточку или даже капли воды на холсте.
Когда капли доведены до самого горизонта, пробуем изменить угол холста и распределить краску при помощи силы притяжения. Также можно создавать интересные эффекты.
При высыхании цвет практически не меняется, какой был, такой и остался, что очень удобно.
Заливка поверхности воды
Смешиваем кобальт, индиго и зеленую краски так, чтобы у нас получился не кричащий зеленоватый цвет и не слишком изумрудный (регулируем этот момент темным индиго). Этой краской мы будем работать от краев к лунной дорожке. А у дорожки вмешиваем сиену и делаем более прозрачную заливку. Обязательно оставляем не прокрашенные блики на лунной дорожке.
Если это сложно сделать, вот вам лайфхак: маскирующая жидкость, которой до заливки можно покрыть лунную дорожку, подождать до полного высыхания и сверху не боясь уже сделать цветовой переход на поверхности воды. Потом маскирующая жидкость просто стирается ластиком. Только берегите кисточки, маскирующая жидкость их сильно портит. Можете использовать палочку и ей нанести капельки раствора.
После того, как вода высохнет, прокрасим блики очень прозрачной желтоватой краской. Можно вмешать туда немного сиены. Просто придаем теплый оттенок самым светлым участкам.
Вторая заливка неба
Теперь нужно выделить облака и покрыть небо вторым, более темным слоем краски, аккуратно обходит луну и делаем края заливки точь-в-точь на контурах луны и горизонта.
Обратите внимание на линию горизонта, у которой более темная окантовка. Просушить холст можно в горизонтальном положении, чтобы граница внизу не была слишком темной и выделяющейся.
Лодка и текстура воды
Особенность заливки лодочки состоит в том, что слева она более темная, а справа цвет более прозрачный, чтобы потом тростник выделялся на таком фоне. Поэтому ведем краску слева направо.
Для создания текстуры воды берем самую тонкую кисточку. Можете на отдельном листочке потренироваться делать горизонтальные штрихи, потому что рябь на воде состоит из миниатюрных штришков, которые есть даже в косых линиях.
Для верности можно отметить карандашом основные пятна, в которых будет располагаться штриховка.
Когда рука уверенно будет делать штрихи, начинаем выводить горизонтальную штриховку везде, по дугообразным линиям, идущим от лодочки вниз. Сверху самый темный цвет, снизу более разбавленный сиеной, но цвет должен быть темнее тона воды.
Это очень медитативный процесс, просто расслабленно машем кисточкой и получается красота.
Прорисовка тростника
Тростник делается продолговатыми штрихами и линиями разной толщины.
Покажу на отдельном листочке. Рисуем вертикальную дугу — это стебелек тростника и от кончиков ведем лист к центру, регулируя при этом нажим, чтобы листья получались разной толщины. Не обязательно в точности повторять наш референс. Когда мы начинаем немного путаться в листиках, рисуем второй стебелек с листьями и так далее.
Получится красиво и естественно, если мы сделаем как можно больше пересечений между листьями и стеблями. Они в конце концов совсем запутаются в зарослях снизу, но несколько стеблей все равно будут выделяться. Подсмотрите, как красиво переплетаются листья на оригинале! Одни листики уверенно торчат вверх, другие согнулись под собственным весом. Листики больше направлены налево, видимо ветер чаще дует на них с правой стороны.
Акварель готова, и на холстике появилась картина, в которую можно вглядеться и помечтать о теплых лунных ночах. Спасибо, что были со мной, всего доброго, до свидания!