Иногда лучше выругаться матом. Такое мнение высказал бывший главный санитарный врач России, академик РАН, заместитель президента Российской академии образования Геннадий Онищенко во время телемоста Москва — Астана — Бишкек — Ереван — Минск. Международный диалог о проблемах здоровья организовало РИА «Новости» 27 марта.
Модератор из московской студии задала академику такой вопрос:
— Сейчас потеплело, и появились не только подснежники, но и электросамокаты, а значит — и мат на тротуарах Сезон ненормативной лексики открыт, а вредно ли для здоровья ругаться нецензурно?
— Мне кажется, что для здоровья вредно попадать под самокат, — ответил академик Онищенко, и попросил уточнить: — А кто выражается нецензурно: те, кто на самокате, или те, кого сбивают?
— Те, кто отпрыгивают из-под колес, — сказала ведущая.
— Человек, которому причинили неприятность, выражает свое возмущение. И он должен его выразить. Если он смолчит — ему будет плохо. Если человек перетерпит — у него потом более высоких значений достигнет давление, у впечатлительных людей могут появиться боли в области сердца из-за ишемии миокарда. Если все держать в себе и стесняться высказаться — можно заработать гипертонию, или что-то еще более опасное.
Если мне, как пешеходу, причинят неудобство, заденут меня самокатом, создадут дискомфортную ситуацию, то я обязательно выражу это. Я гарантирую — если на меня кто-то будет наезжать, то я использую выражения, в которых нет ненормативной лексики. Но свое недовольство выражу непременно. Это будет полезно для моего здоровья.
А кто-то в подобном случае использует и ненормативную лексику, а кто-то применит такие идиоматические выражения и без всякого самоката, а по другой причине. Поэтому давайте понимать: если человек никак не отреагировал на острую ситуацию — это не пройдет бесследно для его здоровья.
Поэтому лучше выругаться, чем копить негатив. Нецензурное выражение от человека, который пострадал от самоката — это нормально. Я, как врач, встану на его сторону.
Но еще лучше — навести порядок с самокатами, — резюмировал Онищенко.
Как отнеслись к этому мнению авторитетного врача в среде культурной интеллигенции — «Свободной Прессе» рассказал председатель Русского литературного общества Александр Чистяков.
— Бывают в жизни ситуации, когда само вырывается. Например, при просмотре телепередач с высказываниями некоторых политиков.
«СП»: Или когда молотком по пальцу…
— От простого удара молотком по пальцам — до крайнего восхищения красотой пейзажа… Когда эмоции через край. Ну, а у военных, моряков и строителей есть вообще свой командный язык.
И совсем другое дело, когда люди в бытовом общении через слово вставляют паразитов из ненормативной лексики. Но тут слова-заменители на мой взгляд ещё хуже. Например пресловутый «блин» или «пипец», введенный в молодежный лексикон сексапильной актрисой, ставшей потом депутатом.
Тут что мат, что другие слова-паразиты — этот признак недалекого ума и недоразвитости некоторых отделов головного мозга.
Хотя есть и высокие интеллектуалы, умеющие виртуозно излагать свои мысли и чувства на великом и могучем. Михаил Державин, например, был виртуозом смачных выражений. Что характерно — всегда только к месту.
«СП»: Матерный язык изучают и в Литературном институте.
— Да, у нас был спецкурс ненормативной лексики. Я, например, даже хотел собрать коллекцию вариантов «Большого Петровского загиба» (список из более, чем 330 бранных слов и выражений, который составил лично Петр I, — «СП»). — А мастер нас учил, что в тексте острое словцо должно быть золотым гвоздиком прибито.
Эксперименты с ненормативной лексикой были у большинства поэтов «золотого века», включая, конечно же, Пушкина. Редко, но очень уместно и смешно ее использовали такие писатели-сатирики, как Венедикт Ерофеев.
Конечно, материться в быту вредно для кармы. Но, когда кто-то роняет тебе на ногу кувалду, лучше крикнуть, не стесняясь в выражениях. Это полезно для здоровья, причём — и виновника, и жертвы.