Каждый второй (а то и каждый первый) художник знает как больно бывает смотреть на пустой лист бумаги, не зная с чего начать. Все наброски кажутся неудачными и попадают в корзину для мусора. У этого феномена даже название есть – боязнь белого листа. «Стихи пишу не в стол, а сразу в урну», – вот такое забавное одностишье от ироничной Натальи Резник. Рисование карандашом относится к такому виду как скетчинг или быстрый набросок от руки. Звучит довольно просто, но как будет в реальности? В этом материале мы разберем все нюансы этого вопроса.
Какие материалы и инструменты понадобятся
Все мы ходили в школу, носили в портфеле пенал и прекрасно помним свой минимальный набор канцелярских принадлежностей. В принципе, для начинающего скетчера-иллюстратора вполне должно хватать одного простого карандаша, ластика и листа бумаги. Уже значительно позже ты научишься правильно подбирать тип бумаги, отличать мягкость грифеля и тогда, в идеале, ластик может совсем не понадобиться.
Основные инструменты для скетчинга:
-
Скетчбук. Специальный блокнот с плотной и как правило зернистой бумагой, бывает с различной тонировкой, чтобы создавать неповторимые и оригинальные картины. Бывают фактурные листы для поделок, но они не так удобны в использовании, поскольку на неровных материалах трудно управлять техникой штриховки и растушевки.
-
Набор карандашей. Графитовые карандаши хорошего качества могут быть в деревянной оболочке разных форм (круглая, трех и шестигранная) либо без оболочки (толстого диаметра). Также в продаже есть многоразовые механические изделия в пластиковом корпусе с выкручивающимся грифелем, который можно менять на новый (стержни продаются отдельно). Почти все механические карандаши имеют среднюю мягкость, в этом их минус. Цвета представлены в большом ассортименте, в одном тубусе может быть от 3 до нескольких десятков оттенков черного и серого.
-
Удлинитель для карандаша. Очень практичная вещь, чтобы не выкидывать сильно сточенные карандаши, а использовать каждый по-максимуму.
-
Точилка. Известное устройство для заточки простых карандашей. Могут быть разного диаметра, с самозатачивающимся лезвием, механические или электрические, с удобным резервуаром для стружки (чтобы мусор не мешал в пути).
-
Ластик. Выбор резинки для стирания весьма нетривиальная задача. Мало того, что они различаются по предназначению (для графитовых, цветных карандашей или вообще туши), так еще и по мягкости. В составе может быть пластик, каучук или смешанные материалы, но это редко указывается продавцами.
-
Мягкая кисточка. Обычно используют натуральную беличью или вообще перо, чтобы не размазать графит при удалении мелкого мусора от ластика, например.
-
Растушевка. В качестве подручных материалов часто используется скрученный кусочек бумаги, замши или винная пробка. Самый бюджетный вариант – собственный палец. В отделах инструментов для графики найдутся варианты профессиональной растушевки разного диаметра в наборах или по-отдельности.
-
Резак. Пригодится для придания карандашу нужного угла заточки, поскольку точилка не может этого обеспечить.
По мягкости карандаши делятся на 20 градаций от мягкого к твердому. Маркируется как «М» (мягкий) у русских и «В» у европейских производителей и, соответственно, «Т» (твердый) и «H» (с англ. hard). Для указания степени твердости используется числовая шкала от 2 до 9. Где 9 это самый сильный, а слабый (то есть средний) остается без цифры. Средняя жесткость обозначается буквами «F» и «HB» (ТМ).
Важно учесть! Универсальными для скетчинга считаются карандаши средней мягкости от H до 2B.
Чем мягче грифель, тем темнее получится цвет рисунка. Выбор подходящего карандаша для рисования является важнейшим шагом к успеху для начинающего художника.
С чего начать?
Раньше к скетчингу относились только как к подготовке перед настоящим рисованием красками. А сегодня он превратился в отдельный жанр, у которого с каждым днем все больше поклонников. Этот вид изобразительного искусства популярен в производстве коммерческих и художественных текстов (для интернета или печати), видеоблогов и мультипликации. Ведь практически ни одно меню, визитка или баннер не обходится без картинки. А монохромная цветовая палитра всегда была хорошим тоном в дизайне.
Каждое ремесло требует упорства и практики. Именно в скучном повторении простых движений заключается магия мастерства любого художника. Но как в процессе работы над своим стилем не растерять вдохновение? Попробуйте старый способ – ведите ежедневник. Распишите уроки по рисованию сразу на месяц вперед. Это могут быть ежедневные занятия по 30 минут или пару часов несколько раз в неделю.
Важно! Темп расписания вы выбираете сами, самое сложное – это начать и не бросать хотя бы первые две недели до появления первых ощутимых результатов.
Найдите бесплатные видеоуроки по рисованию. Попробуйте удобно взять карандаш и повторить несложные базовые фигуры (круг, квадрат, треугольник, шестиугольник). Посмотрите на свой уровень, чтобы распланировать процесс самообучения от простого к сложному. Главное – не расстраиваться заранее. Когда-то вы даже не умели ходить, делали первые шаги и падали. То же самое с мелкой моторикой, постепенно она развивается. Со временем вы тоже научитесь повторять не только плоские, но и объемные детали с прорисовкой света и тени.
Техники рисования карандашом
Изучение основ рисования начинают с правильного захвата карандаша. Его держат тремя пальцами (большим, средним и указательным) ближе к началу (снизу), чтобы получить максимальную точность и контроль нажатия на грифель.
Обратите внимание! Всегда двигайтесь к свету, – от темного к светлому, потому что доштриховать тени гораздо проще, чем высветлить темные участки.
Границы переходов необходимо растушевать, чтобы изображение становилось объемным. Однако, это справедливо только для некоторых способов. Потому что есть множество техник рисования карандашом и далеко не все из них можно смешивать иначе получится неаккуратная мазня.
Основы рисования
В художественных школах обучают именно правильной штриховке, умению создавать объемное пространство на плоском листе. Прежде чем переходить к работе со сложными объектами, учатся красиво рисовать простые линии. Для этого поработайте с разными типами штрихов: вертикальными, горизонтальными, диагональными. Затем попробуйте сделать тоновую шкалу из 10 оттенков. Каждая следующая ячейка прямоугольника должна быть заштрихована темнее за счет большего нажатия и растяжки. Сделайте такое упражнение карандашами разной жесткости, чтобы понять их возможности в работе. Однако нет смысла брать все карандаши за один раз. Это задание скорее на мелкую моторику, чем на находчивость, чтобы научиться создавать градиент за счет тонкой работы пальцами. Много практикуясь таким образом, применяя разные инструменты и типы штриховок, вы очень быстро добьетесь удивительных результатов!
Типы штриховок
Одной статьи будет недостаточно, чтобы описать все варианты сложных штриховок. Они могут быть волнообразные или завитками, в виде беспорядочных каракулей и так далее. Все они подходят как для создания эскиза, так и для полноценной картины. Эффект достигается путем равномерной растяжки градиента от темного к белому.
К основным техникам штрихования относят:
- точечную;
- параллельную;
- перекрестную;
- круговую.
Положение линий может идти по контуру либо свободно от него, в зависимости от перспективы допустимо менять уровень наклона.
Штриховка и перекрестная штриховка
Это, пожалуй, самые распространенные и эффективные способы придать плоскости глубину с помощью затенения. Линии располагаются либо параллельно, практически не соприкасаясь между собой, либо перечеркивают друг друга (перекрещивают). Последовательно перекрестная штриховка представляет собой более детальную прорисовку тени в несколько слоев. Ее противоположность – крупная тканая или плетеная штриховка.
Точечный пунктир (пуантилизм)
С помощью точек получается добиться очень красивых градиентов, и чем они ближе, тем реалистичнее изображение, а чем дальше, тем оно оригинальнее. Пиксели помогают избежать резких очертаний, придавая рисунку легкий и расплывчатый стиль. Однако он требует довольно большого мастерства и временных затрат, а конечный результат может оказаться не таким, каким вы представляли.
Круговые штрихи
Для такой техники больше подходит твердый карандаш, потому что дугообразные линии нельзя делать слишком четкими и контрастными. В начале и в конце штрих должен быть максимально тонким и светлым.
Эти ограничения справедливы не до конца, потому что в некоторых случаях, если того потребует задумка автора, можно отходить от любых правил. Например, в стиле поп-арт, мы не соблюдаем все традиции академического рисунка.
Растушевка
Растушевка – еще один изобразительный прием, который помогает добиться плавной растяжки штриховки. Непрофессионалы называют ее второй основной техникой рисования, хотя это в корне неверно. В учебниках она вовсе не описана как противоположный метод, а лишь упоминается как вспомогательное средство. Поэтому в идеале добиваться любых целей в рисовании лучше виртуозно используя разные типы штрихов. Но для начинающих художников вполне допустимо прибегать к растушевке. На первый взгляд это довольно удобный способ исправить небольшие огрехи, но на самом деле пользоваться им следует крайне осторожно, чтобы штрихи не превратились в грязное пятно и мазню.
Виды рисунков
Выбор техники рисования зависит в первую очередь от целей автора. По использованию изобразительных средств рисунок может быть линейным (плоским), тональным (объемным) или смешанным. К первым обычно относятся технические чертежи. Линейный рисунок хорошо выражает конструкцию и структуру объекта. При этом линия должна быть однородной и свободной, где-то становиться тоньше или вовсе пропадать, где-то толще. Хуже всего если она будет постоянно прерываться и возвращаться назад мелкими штрихами, это покажет всю неумелость автора.
Эскиз представляет собой быстрый светотеневой набросок и часто используется для скетчей, изображения портретов с высоким уровнем реалистичности. И самый сложный академический тип – этюд, в котором полностью прорисованы все детали и их свето-теневые отношения.
Не пытайтесь сразу начинать с самых сложных портретов и пейзажей. Невозможно стать мастером скетчей за месяц с нуля. Для начала набейте руку линейными сюжетами, чтобы получше познакомиться с пропорциями, перспективой и горизонтом. Беритесь только за посильные упражнения, постепенно переходя от простого к сложному. Не делайте ставку на растушевку, она поддается только умелым рукам. Учитесь виртуозно штриховать, если вы правша, то слева направо, а если левша то наоборот. Учитесь применять текстуры, разными типами штриховки делайте предметы шероховатыми или гладкими, отражает она блики или поглощает их. Каждое ремесло требует упорства и практики. Именно в скучном повторении простых движений заключается магия мастерства любого художника. А если вам кажется, что самостоятельно у вас не получится освоить рисование карандашом, то приходите в онлайн-школу рисования Вероники Калачевой, здесь вас точно всему научат!